Статьи

В Реутове прошел круглый стол по работе с особыми детьми
В Реутове прошел круглый стол по работе с особыми детьми

Среди различных категорий детей дошкольного возраста, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), которые с недавнего времени стали включаться в организованную среду дошкольного образования. Это связано с введением федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) и с тем, что детский сад является первым институтом социализации таких детей. 

С целью объединения усилий специалистов по созданию в Реутове комплексной системы помощи детям с РАС, 19 апреля в МАДОУ № 5 был проведен городской круглый стол по теме «Создание развивающей предметно – пространственной среды для детей с РАС в дошкольной образовательной организации». В работе приняли участие специалисты системы образования, методической службы, представители общественных организаций, педагоги дошкольного образования Реутова. Присутствующие поделились своим опытом работы с данной категорией воспитанников. Также были затронуты вопросы помощи семьям, которые воспитывают детей с расстройствами аутистического спектра.

Для того чтобы ребенок с РАС мог полноценно включиться в образовательный процесс, важно разработать индивидуальный образовательный маршрут, основанный на постепенном и дозированном расширении социальных контактов аутичного дошкольника и организовать развивающую предметно – пространственную среду.

Примером оказания психолого-педагогической помощи и интеграции детей в социальную и образовательную среду является группа кратковременного пребывания для детей с РАС, созданная в МАДОУ № 5.

Главной особенностью этой формы организации образовательной деятельности является объединение дошкольников с РАС в малую группу не только для осуществления присмотра и ухода, но и для реализации индивидуальной траектории развития, обучения и воспитания. Другой важной особенностью функционирования данной группы является режим работы - кратковременное пребывание, под которым подразумевается, что дошкольники в силу специфики своего нарушения пребывают в дошкольном учреждении в течение нескольких часов. Группу посещают 8 детей, в ней реализуется комплексный подход, который обеспечивают такие специалисты как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

В рамках двухстороннего Соглашения о сотрудничестве с Фондом Детско-юношеского физического интеллектуального развития «Будущее Нации» им. Валентина Тарояна было предложено на базе МАДОУ № 5 открыть городскую площадку для детских садов Реутова по обмену опытом, консультированию педагогов по проблеме РАС.

Эксперт Фонда, клинический психолог, руководитель центра «В наших руках» Евгений Коптяков рассказал о новейших стратегиях и методах в работе с детьми РАС. Он подчеркнул важность работы с родителями таких детей, чтобы помочь им понять и принять своего ребёнка. Фонд продолжает сбор средств на покупку оборудования для сенсорной интеграции «Дом Совы», который очень ждут «особые дети» МАДОУ № 5.

В заключение круглого стола каждый участник смог оценить актуальность данной темы, доступность подачи информации, возможность применения полученных знаний на практике и высказать свои предложения и пожелания.

Обмен опытом прошел на высоком уровне, в деловой и доброжелательной обстановке.

 

 

Подробнее
Как повысить учебную мотивацию у детей с особенностями развития?
Как повысить учебную мотивацию у детей с особенностями развития?

Сегодня поговорим о мотивации и как правильно ее использовать.

На начальных этапах обучения ребенка мотивация является основным двигателем прогресса в развитии навыков. Только правильно подобранная мотивация может способствовать эффективному выполнению ребенком инструкций. Важно искать то, что нравится ребенку, выбирать и использовать только то, что ему по-настоящему интересно.

Другой важный момент – это правильное использование мотивации. При неправильном использовании мотивации у ребенка может ухудшаться поведение, появляться отказ от сотрудничества, или ребенок просто будет отказываться выполнять задания.

Одна из распространенных ошибок начинающих специалистов заключается в том, что они показывают поощрение до реакции. На практике это выглядит следующим образом: учитель показывает, что у него есть интересная игрушка, ребенок ее видит, и они идут заниматься за стол. В ходе такого обучения у ребенка формируется зависимость от игрушки. Со временем ребенок начинает смотреть, если у педагога неинтересная игрушка, он заниматься не будет. Также если ребенку надоест поощрение, игрушка или то, что ему нравится, он просто не будет выполнять задание. Чтобы избежать такого обучения, необходимо использовать поощрение только после реакции.

Правильное использование системы поощрений с применением необходимых подсказок может делать чудеса!

Пример. Ребенок не умеет повторять за взрослым. Мы изучаем с ним хлопок. Просим его: «Сделай так», - ребенок должен похлопать в ладоши. И ребенок не понимает этого. В данном случае мы должны быстро оказать ему физическую подсказку (сделать за него действие) и сразу выдать поощрение. Такое обучение будет эффективным. В будущем подсказку постепенно снижать.

Другая распространенная ошибка начинающих специалистов — это скромный репертуар поощрений, скудный арсенал игрушек и мотивации. Любой игрушкой, какой бы мотивационной она ни была, ребенок со временем пресыщается, и она теряет свою ценность. Для того, чтобы такой ситуации не произошло, необходимо тестировать мотивационные стимулы на постоянной основе, перед каждым занятием, отмечая, что ребенку нравится больше, а что меньше. Нужно придумывать и искать новые игрушки.

После выполнения задания ребенку лучше предложить два поощрения из тех, которые ему понравились в начале занятия.

Только правильное использование предоставления поощрений может сделать учебный процесс эффективным, позволит ребенку не только приобрести нужный навык, но и обобщить его. И в дальнейшем ребенок начнет использовать этот навык в естественной среде.

Подробнее
Таблетка для сотрудничества или руководящий контроль
Таблетка для сотрудничества или руководящий контроль

Таблетка для сотрудничества или учебный контроль

Как договориться с ребенком, чтобы он без проблем выполнял требования взрослого?

Следуя семи шагам руководящего контроля, взрослый сможет добиться желаемого сотрудничества! Каждый пункт важен!! Важна последовательность! И в дальнейшем ребенок будет выбирать сотрудничество и взаимодействие, его не придется этому обучать!

1-й шаг. Контроль над стимулами и поощрениями. (Фундамент.)

-Все поощрения, которые используются на занятиях, выдает только взрослый. Если ребенок нервничает, то нужно просто перетерпеть: он потом поймет. Сам ребенок поощрения не берет! Достали самые крутые мотивашки, позанимались, убрали в шкаф, закрыли шкаф.

-Игрушки лучше убрать в прозрачный контейнер, который хорошо закрывается. У ребенка будет создаваться дополнительный интерес.

-Во время занятия коробка лежит на полке. Если ребенок хочет игрушку, то обращается к Вам.

-Мы убираем не все игрушки из доступа, а только самые интересные (15-20 игрушек оставляем).

-Что может быть мотивацией для ребенка? Любимые игры на взаимодействие, игрушки, сладости.

-Когда интерес к игрушке у ребенка пропадает, уберите ее на полку.

2-й шаг. Покажите ребенку, что с вами весело.

- При взаимодействии с ребенком, играя в его интересные игры, делаем это весело и эмоционально.

-Вы включаете музыку и вместе танцуете, прыгаете; когда уходите из комнаты, выключаете музыку.

-Когда играем с ребенком, никаких инструкций не даем. Делаем то, что он любит.

-Фантазируем и придумываем игры, в которые ребенку интересно играть.

-Даже если игра примитивная, показываем, что нам весело и интересно.

3-й шаг. Покажите, что Вам можно доверять. (Самый сложный этап.)

-Не бросайте слов на ветер. Если говорим: «Собери игрушки», а ребенок не убирает, то мы вместе их собираем.

-Доводить требования до конца. Если мы не доводим наши требования до конца, то ребенок со временем понимает, что можно их не выполнять, так как мы не настаиваем.

-Упорядоченность учит детей выполнять инструкции с первого раза.

-Не давать невыполнимые инструкции.

-Требования - только в утвердительной форме, не играем в демократию.

- На 1-ом, 2-ом и 3-ем шаге требований - всего 25% от общего взаимодействия.

4-й шаг. Покажите ребенку, что выполнять инструкции выгодно.

-Давайте ребенку простые инструкции так часто, насколько это возможно, и поощряйте сотрудничество.

-Даем только такие инструкции, которые мы сами сможет довести до конца.

Пример: «Выбрось мусор». Ребенок не выполняет, мы идем и помогаем.

-Не давайте много инструкций за короткий интервал (вызывает отказ и нервозность).

-Предоставляйте выбор: «Хочешь машинку или мяч?”

-Предоставляйте вынужденный выбор.

-Давайте трудные задание вперемешку с легкими.

-Предоставляйте поощрение, когда ребенок хорошо себя ведет и Вас слушает. Наша деятельность должна начинаться с приятного и заканчиваться приятным (легким заданием).

 

5-й шаг. На начальном этапе установления сотрудничества поощряйте каждую положительную реакцию и постепенно переходите на переменный режим поощрения.

-Когда мы начинаем формировать любой новый навык, мы подкрепляем каждую попытку ребенка выполнить этот навык.

-На этом этапе важна внимательность взрослого.

-Поощряем все то, что ребенок делает хорошо сам без просьбы.

-Когда навык сформировался, подкрепляем не каждую реакцию.

 

6-й шаг. Покажите ребенку, что Вы знаете о его приоритетах не меньше, чем о своих собственных.

-Чем разнообразнее игрушки, развлечения, еда, которые Вы используете для закрепления навыка, тем выше вероятность сотрудничества.

-Поиск поощрений на постоянной основе.

-Иерархия поощрений. За сложный навык самая интересная игрушка.

7-й шаг. Покажите ребенку, что игнорирование инструкций не приведет его к получению желаемой игрушки или сладости.

-Быть последовательным в требованиях.

-Если ребенок не выполняет инструкцию и плачет, пытаясь вырвать игрушку, не даем игрушку, ждем, пока он успокоится, и потом даем еще раз то же требование (возможна подсказка с Вашей стороны).

-Не поощряем плохое поведение.

-Если во время крика ребенок добивается своего, то в дальнейшем корректировать его поведение будет еще сложнее.

 

 

Подробнее
Что такое аутизм, когда нужно обращаться за помощью и к кому?
Что такое аутизм, когда нужно обращаться за помощью и к кому?

Аутизм или расстройство аутистического спектра -⠀это когда способность взаимодействовать с людьми качественно нарушена, иными словами это задержка в формировании⠀социальных и коммуникативных умений.

Подробнее
О нас
О нас

В нашем ABA-центре в Красногорске занятия по АВА терапии часто проходят в игровой форме. ⁣⁣⠀

Подробнее