Как повысить учебную мотивацию у детей с особенностями развития?

Сегодня поговорим о мотивации и как правильно ее использовать.

На начальных этапах обучения ребенка мотивация является основным двигателем прогресса в развитии навыков. Только правильно подобранная мотивация может способствовать эффективному выполнению ребенком инструкций. Важно искать то, что нравится ребенку, выбирать и использовать только то, что ему по-настоящему интересно.

Другой важный момент – это правильное использование мотивации. При неправильном использовании мотивации у ребенка может ухудшаться поведение, появляться отказ от сотрудничества, или ребенок просто будет отказываться выполнять задания.

Одна из распространенных ошибок начинающих специалистов заключается в том, что они показывают поощрение до реакции. На практике это выглядит следующим образом: учитель показывает, что у него есть интересная игрушка, ребенок ее видит, и они идут заниматься за стол. В ходе такого обучения у ребенка формируется зависимость от игрушки. Со временем ребенок начинает смотреть, если у педагога неинтересная игрушка, он заниматься не будет. Также если ребенку надоест поощрение, игрушка или то, что ему нравится, он просто не будет выполнять задание. Чтобы избежать такого обучения, необходимо использовать поощрение только после реакции.

Правильное использование системы поощрений с применением необходимых подсказок может делать чудеса!

Пример. Ребенок не умеет повторять за взрослым. Мы изучаем с ним хлопок. Просим его: «Сделай так», - ребенок должен похлопать в ладоши. И ребенок не понимает этого. В данном случае мы должны быстро оказать ему физическую подсказку (сделать за него действие) и сразу выдать поощрение. Такое обучение будет эффективным. В будущем подсказку постепенно снижать.

Другая распространенная ошибка начинающих специалистов — это скромный репертуар поощрений, скудный арсенал игрушек и мотивации. Любой игрушкой, какой бы мотивационной она ни была, ребенок со временем пресыщается, и она теряет свою ценность. Для того, чтобы такой ситуации не произошло, необходимо тестировать мотивационные стимулы на постоянной основе, перед каждым занятием, отмечая, что ребенку нравится больше, а что меньше. Нужно придумывать и искать новые игрушки.

После выполнения задания ребенку лучше предложить два поощрения из тех, которые ему понравились в начале занятия.

Только правильное использование предоставления поощрений может сделать учебный процесс эффективным, позволит ребенку не только приобрести нужный навык, но и обобщить его. И в дальнейшем ребенок начнет использовать этот навык в естественной среде.