Нейрокоррекция

Сенсорная интеграция

Впервые теорию и метод сенсорной интеграции начала разрабатывать и описала в 50-х гг XX века американский врач-трудотерапевт Э. Джин Айрес. Основная идея предложенного ей метода заключается в том, что информация, поступающая от наших органов чувств (вкус, звук, движение, запах, прикосновение, воздействие силы тяжести и положение тела в пространстве), распознается мозгом, перерабатывается, накапливается и является необходимой базой для успешного развития ребенка. Таким образом, сенсорная интеграция – это врожденная способность человеческого мозга понимать те ощущения, которые мы получаем, и помогать осмысленно и правильно реагировать на внешнюю ситуацию, в которой мы находимся. Сенсорная интеграция - это неосознаваемый процесс, заложенный в нас природой на генетическом уровне.

Процесс распознавания ощущений начинается еще в утробе матери, когда ребенок чувствует движения материнского тела, слышит звуки. С рождением, запускается целый ряд функций, которые способствуют дальнейшему развитию ребенка. Это вестибулярная и кожно-кинестетическая системы, зрение, слух. Но новорожденный ребенок еще не умеет интерпретировать свои ощущения как взрослый. Поэтому природой в нас заложены рефлексы, которые в последствии станут основой более сложных процессов сенсорной интеграции.  У новорожденных это: дискомфорт  от мокрой пеленки, поворот головы и открытие рта, когда мать касается его щеки, хаотические движения руками и сжимание пальца взрослого. К концу первого месяца жизни работа органов чувств начинает активно развиваться. Появляются реакция на звук погремушки или голос взрослого, узнавание лица матери, сосательный рефлекс. Без интеграции этих простых активностей дальнейшее нормальное развитие не представляется возможным. С третьего месяца жизни начинает стремительно развиваться двигательная функция. Постепенно младенец учится держать голову, переворачиваться, захватывать руками предметы. Одновременно развиваются слух и зрение: ребенок начинает фиксировать взгляд на предмете, умеет до него дотянуться и схватить, может удержать его в руках и переложить из одной в другую, под контролем зрения, различает и узнает знакомые звуки и голос матери. До шестимесячного возраста большинство движений автоматические. Но с каждым последующим месяцем жизни ребенка, необходимость в сенсорной интеграции становится очевидной, так как появляется необходимость планировать свои действия и движения. Ярким примером такого планирования можно назвать самостоятельное ползание и ходьбу, которые так же невозможны и без хорошего развития вестибулярного аппарата, зрения, слуха, кожно-кинестетического чувства.  Если ребенок испытывает трудности в двигательном (сенсорном) развитии в младенческом возрасте, это впоследствии накладывает существенный отпечаток на все его развитие в целом. Значение первого года жизни для развития ребенка невозможно переоценить. Это тот «фундамент», который помогает ему в дальнейшем научиться ходить, говорить и планировать сложные действия.

Второй и третий год жизни ребенка наполнены движением. Сенсорная интеграция информации из окружающего мира помогает осознать свои ощущения, их место на теле, то какие из них приятны, а какие нет. В этот период ребенок активно взаимодействует с предметами, учится ими целенаправленно манипулировать, изучает. Лазанье, качание на качелях и иные двигательные активности приносят множество различных телесных и вестибулярных ощущений. Вся сенсорная информация от органов чувств (слух, зрение, вестибулярный аппарат, кожные рецепторы) складывается в «схему тела». Это такая «особая карта», осознание границ которой, имеет очень важное значение как для познания окружающего мира, так и личностного развития в более старшем возрасте.

Долгое время считалось, что неспособность ребенка перерабатывать поступающую сенсорную информацию, является основной проблемой аутизма. Однако, многолетний опыт работы показывает, что сходные трудности испытывают дети с различными проблемами развития.

При врожденном нарушении развития или в работе нервной системы процесс сенсорной интеграции дает сбои. Внешняя информация перерабатывается плохо, возникают трудности в овладении бытовыми навыками и умениями, у ребенка появляются проблемы с моторикой, ездой на велосипеде и выполнением инструкций, ребенок не различает левую и правую стороны, наблюдаются проблемы мышечного тонуса и плохая координация движений, трудности обучения чтению и письму, сложности концентрации внимания. Все это сигнализирует о нарушении сенсорной интеграции и является поводом для обращения к специалисту.

Первостепенно необходимо провести подробную диагностику возникших проблем, чтобы определить причину нарушения сенсорной интеграции. Далее специалистом ребенку подбирается и составляется индивидуальная программа работы, которая представляет собой   специфическую тренировку нарушенных функций в специальной организованной среде. Основной задачей является стимуляция сенсорных систем, для того чтобы ребенок научился естественным образом реагировать на стимулы из внешней среды и умел «распознавать» и «перерабатывать» различные ощущения.

Любая работа по сенсорно-интегративной терапии, как правило, позволяет не только справиться с проблемами развития, но и улучшить поведение ребенка в целом. Задания, которые дает терапевт, не только по силам, но и построены с учетом интересов и предпочтений ребенка.

 

 Чем раньше будет начата такая работа со специалистом, тем более существенными и быстрыми будут результаты. Развитие сенсорной интеграции в раннем возрасте, поможет преодолеть многие другие вторичные проблемы и нарушения.