Логопед

Что такое логопедия? Статья о том, когда необходимо
обращаться к логопеду и об эффективности при раннем
вмешательстве.

«Вначале было слово», «Душа с душою говорит», «Хорошая речь слаще мёда»… Действительно, голосу и речи человека придается большое значение в нашей жизни, ведь по их особенностям мы строим образ собеседника, приписывая ему те или иные черты характера, уровень интеллектуального и культурного развития. Поскольку речь формируется в раннем и дошкольном детстве, поговорим сегодня о нормативных показателях и «красных флажках» речевого развития, эффективности раннего вмешательства, о логопедии в целом и  тенденциях ее развития. Статья будет полезна для родителей, чей ребенок еще не ходит в школу, но уже активно осваивает речь, то есть находится в чудесном возрасте от 0 до 7 лет.

Что такое логопедия?

Логопедия – это наука, которая занимается изучением и коррекцией нарушений речи. Слово «логопедия» в переводе с греческого означает «воспитание правильной речи».

Логопедия, являясь по сути специальной педагогической наукой, вместе с тем находится на стыке медицины, психологии и лингвистики. Поэтому логопед исполняет сразу несколько "ролей" – невролога, фониатра, психолога, учителя, тренера. Логопед (Speech Therapist) – специалист, который занимается выявлением, профилактикой и коррекцией нарушений речи средствами специального обучения и воспитания. Но в первую очередь логопед – это педагог, который может умело подобрать ключик к любому ребенку.

Логопед учит говорить правильно и красиво. А в особых случаях он учит просто говорить, ведь иногда, к сожалению, случается так, что ребенок без специальной помощи не может освоить даже простые речевые навыки: произнести звук, слово, построить фразу. Возникает ощущение, что ребенок находится как будто под колпаком, он и рядом и в то же время недоступен, и даже самым близким для него людям – родителям, бывает сложно «достучаться», «дотянуться» до него, понять, как ему помочь. Негативные переживания и неправильные воспитательные установки (гипо- или гиперопека) еще дальше отдаляют родителей от своих детей. 

Для детей, имеющих в силу разных причин серьезные нарушения в речи, самое главное – это научиться вступать в коммуникативный диалог с этим миром, в том числе –  выражать свою просьбу. Представьте шкаф высотой три метра, на верхних полках находятся разные игрушки ребенка: юла, машинка, кукла, пузыри и так далее, и ребенка, который не говорит и не может сам достать одну из желаемых игрушек. Как ему это достать? Он может взять стул или залезть на шкаф, а если он это не сможет, да и опасно, как ему это сделать? Ответ очевиден! Попросить кого-то. Выражение просьбы, то есть сообщение о своих потребностях и желаниях – это базовый навык коммуникации. Второй важный навык – умение слушать и слышать собеседника, то есть навык понимая речи окружающих. Так, дети с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями психического развития  зачастую не только не откликаются на свое имя, но и игнорируют инструкции, просьбы окружающих, что ведет к различным поведенческие проблемам, создает барьеры в общении с близкими, сверстниками,  преграды для обучения и дальнейшего развития.

Преодолеть эти барьеры как раз и помогают логопеды в тесном сотрудничестве с другими специалистами – психологами, неврологами и др. Занятия с логопедом помогают вызвать речь при ее отсутствии, устранить звукопроизносительные дефекты, способствуют лексико-грамматическому развитию, развитию связной речи, развитию письменной речи.

Отечественная логопедия – это наука с богатой историей и прочными корнями. Наряду с традиционными подходами к коррекции речевых нарушений в современной логопедии наметились следующие тенденции: игровое вмешательство, логопедия раннего возраста, арт-терапия для детей с нарушениями речи.

Сторонники игровой логопедии считают, что скучные и однообразные занятия с логопедом за столом уходят в прошлое. Они занимаются развитием и запуском речи в игре: сенсорной, коммуникативной, сюжетной, развивающей, и через радость совместной игры как бы между прочим «вплетают» в канву взаимодействия важные задания, которые помогут малышу заговорить.

Представители логопедии раннего возраста убеждены, что заниматься с логопедом нужно не после 5 лет, как это принято сейчас, а намного раньше. Они работают с эмоциональными, когнитивными и телесными предпосылками речи, начиная с полугода – года, т.е. сопровождают ребенка с начальных этапов речевого развития.

Логопеды, владеющие техниками арт-терапии,  убеждены, что в процессе коррекции речевых нарушений все средства хороши и наряду с традиционными логопедическими приемам внедряют различные виды творческой деятельности (рисование, музыку, танцы, сказкотерапия и др.).

Итак, развитие логопедии не стоит не месте, и благодаря современным подходам настоящие профессионалы способны найти подход к каждому ребенку, даже с серьезными нарушениями речевого развития. 

Когда необходимо обращаться к логопеду? О нормативных показателях и «красных флажках» речевого развития.

К сожалению, в нашем обществе, и что совсем печально, в среде врачей и педагогов бытует мнение, что ребенку до 5 лет логопед не нужен. Вот встанут все звуки к пяти годам, а там посмотрим, что с этим «букетом» проблем делать. Что ж, если Вы оказались в числе родителей-счастливчиков (а таких, как показывает статистика, всего 10-15 %), то с визитом к логопеду можно действительно не торопиться.  Давайте посмотрим, каковы показатели нормативного речевого развития, чтобы определить, где на этой шкале находятся речевые способности Вашего ребенка.

В норме ребенок начинает гулить («агу», «гу», «пу», «ма») в 2-3 месяца, лепетать («та-та-та», «ба-ба-ба» и т.п.) – в 6-8 месяцев. В возрасте 1 года словарь ребенка в норме составляет около 10 слов («ба» - падать, «ама» - кушать), К 2 – 2,5 годам формируется фразовая речь, это 2-3 слова, связанные в одно предложение («Мама, дай», «Лиле пить дать»). До 3 лет ребенок осваивает звуки раннего онтогенеза, более простые для произношения (гласные, согласные Б, П, М  и другие, произнесение которых формируется благодаря сосательным навыкам в младенчестве). В 3 года появляются свистящие звуки (С, З, Ц), в 4 года – шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), к 5 годам – сонорные (Л, Р). Артикуляционная база нормализуется к пяти годам при нормальном психоречевом развитии ребенка.

Красные флажки» в речевом развитии или когда родителям следует насторожиться:

  • В 3 месяца – не поворачивает голову в сторону говорящего, не следит за ним глазами.
  • В 6-8 месяцев – слушая обращенную к нему речь, не подключается в диалог, не гулит, не лепечет в ответ.
  • В 1 год – не понимает обращенную к нему речь (простые указания родителей типа «дай мне мячик», «где мама?»)
  • В 1,5 года – ребенок не говорит слова или его словарь составляет меньше 10 слов.
  • В 2,5 года – отсутствует фразовая речь.
  • В 3 года – не проявляет интереса к речи (диалогу, сказкам), к словотворчеству (игре с рифами, ритмами).

Также родителям стоит быть настороже в случае задержек в психомоторном развитии ребенка (в норме малыш удерживает голову к 1,5 месяцам, ползает в 5 месяцев, садится в 6 месяцев, ходит в 10-13 месяцев) и проблем в коммуникативном взаимодействии с родителями в возрасте 1 года и старше (ребенок не идет на контакт, не откликается на свое имя, не пользуется жестами, не приносит по просьбе предмет, не интересуется другими детьми, не проявляет любознательности, выполняет стереотипные движения).

Если Вы отметили у своего ребенка наличие тех или иных красных флажков (даже одного), обращайтесь к специалистам, не ждите! На Ваш вопрос к логопеду:  «А после трех уже поздно?», Вы получите ответ: «После трех уже сложно».

Эффективность при раннем вмешательстве.

Вот мы и подошли с Вами к идее необходимости раннего вмешательства в процесс отклоняющегося психоречевого развития ребенка. Давайте обратимся к сравнению: как думаете, легко ли сесть на шпагат в возрасте 3-5 лет, когда все связки и мыщцы еще очень пластичны, если раньше не занимался растяжкой? А в возрасте 15 лет? А в 30? Конечно, при сильном желании, все возможно, но чем позже мы начинаем заниматься, тем больше усилий и времени это займет. Но если способность сидеть на шпагате – навык желательный, но вовсе не обязательный, то способность говорить – это жизненно необходимый навык, ведь мы живем в социуме. Поэтому не стоит пускать речевое развитие ребенка на самотек, довольствуясь мыслями «Авось, заговорит», «Подождем до 5 лет, а там посмотрим», «Еще рано», «Само пройдет».

Современный логопед диагностирует ребенка с 0,5 - 1,5 лет, выявляя «красные флажки», чтобы понять, почему произошел сбой в речевом развитии и что с этим нужно делать. К настоящему времени появились современные технологии и специалисты, способные сопровождать ребенка с начальных этапов речевого развития, когда все процессы еще очень пластичны и при грамотном вмешательстве можно добиться очень больших успехов.

Помните, что ранний детский и дошкольный возраст относится к критическим периодам онтогенеза в становлении всех органов и систем, в том числе речи, определяя ее качество в дальнейшем. Это значит, что все способности ребенка формируются очень быстро и стремительно, поэтому они очень чувствительны к внешним воздействиям, как негативным (отсюда и возникновение многих речевых проблем в данном возрасте), так и к позитивным (поэтому раннее вмешательство в процесс психоречевого развития ребенка даст большие результаты).

Главное, верьте, что Ваш ребенок талантлив от природы, и он обязательно будет говорить красиво и правильно. А наши специалисты помогут в этом. Сделать будущее ребенка светлым, радостным и успешным – в наших руках!