DIR/FLOORTIME

Концепция DIR (Developmental, Individual-difference, Relationship-based) была разработана в США детскими психологами Стэнли Гринспен (Stanley Greenspan) и Серена Уидер (Serena Wieder). С одной стороны, концепция DIR имеет в своей основе серьезные научные данные о развитии человека и может быть описана научными терминами. С другой стороны, она достаточно проста: это способ понять наших детей, это путь к взаимодействию с ними, пониманию друг друга и, в конечном счете, к установлению близких теплых отношений. 

Floortime является способом реализации программы DIR на практике. Освоение данной методики представляет интерес как для практикующих детских психологов, так и для родителей.

Концепция DIR – это уникальный комплексный подход, учитывающий особенности развития и индивидуальные особенности ребенка, а также систему его отношений с другими людьми. В основе данного подхода лежит идея о том, что ребенок эмоционально привязан к людям, его окружающим, и имеет способность взаимодействовать с ними для того, чтобы развиваться умственно и эмоционально. Данный подход сфокусирован на ребенке в целом как индивидууме и на его возможностях взаимодействовать с другими людьми. Создатели метода исходили из того, что взрослые, приняв в качестве отправной точки текущий уровень развития ребенка, могут помочь ему расширить возможности общения, что будет способствовать укреплению и развитию его способностей. 

Цель терапии в рамках DIR - не столько работа над внешними сторонами поведения ребенка, сколько создание фундамента для его здорового развития. Данный подход позволяет оказывать поддержку ребенку, позитивно влиять на его развитие, что, в конечном счете, позволяет в максимальной степени реализовать имеющийся у ребенка потенциал развития. Опираясь на проводимую в рамках этого подхода комплексную оценку развития ребенка и его индивидуальных особенностей, можно составить для каждого конкретного ребенка уникальную программу помощи с учетом сильных его сторон. 

Концепция DIR помогает понять нам любого ребенка и способствовать его развитию. Обычно этот подход применяется в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, социальном взаимодействии, в эмоциональном развитии. Но наибольшую популярность подход приобрел в работе с детьми с РАС. Среди самых важных нововведений, которые концепция ДИР вносит в коррекцию расстройств аутистического спектра, – это раннее выявление отклонений и профилактическая терапия с использованием комплексного индивидуального подхода. Об этом больше подробно узнать, прочитав книгу «На ты с аутизмом» С.Гринспена и С.Уидер.

D (Developmental) часть концепции DIR, описывающая те «кирпичики», из которых строится фундамент развития ребенка. Речь идет не о традиционных параметрах развития, а о познавательных потребностях, возникающих на каждом жизненном этапе и необходимых для эмоционального и интеллектуального развития. С.Гринспен описал основные эмоциональные вехи на пути становления личности. По мере прохождения этих вех ребенок учится глубже чувствовать и мыслить, сопоставлять причины и следствие. Это фундамент, на котором строится его личность. И если по каким-то причинам фундамент непрочен, сбой в развитии скажется не только в детском возрасте, но и во взрослой жизни. Понимание уровня, на которой находится ребенок, имеет решающее значение для составления программы коррекции.

I (Individual differences) – это часть концепции DIR, посвященная уникальности каждого ребенка. Все дети по-разному воспринимают окружающий мир с помощью органов чувств. В этой части концепции определяется особенности ребенка реагировать на ощущения, организовывать свои движения, обрабатывать поступающую извне информацию. Чтобы ребенок мог развить то, что заложено в нем природой, родители должны понимать его индивидуальные особенности и помогать ему лучше обходиться с ними. 

R (Relationship-based) - часть концепции DIR, обосновывающая необходимость для развития ребенка устойчивых, надежных и безопасных отношений. Такие отношения обеспечивают ребенку физическую защиту и чувство безопасности. Одним родителям удается легко и просто выстроить такие отношения, другим требуется поддержка и психологическая помощь. Данный подход подчеркивает исключительную важность эмоциональных отношений с ребенком. 

Концепция DIR выделяет четыре важнейших направления диагностики и терапии:

  1. Продвижение ребенка по стадиям развития;
  2. Оценка индивидуальных особенностей работы нервной системы с акцентом на то, как эти особенности затрагивают обработку информации, и планирование ответных действий;
  3. Взаимодействие ребенка с родителями или воспитателями, семьей, сообществом и более широкими социальными системами;
  4. Комплексный подход к терапии, при котором специалисты в областях, связанных с имеющимися у ребенка отклонениями, сообща работают над тем, чтобы оптимизировать прогресс в его развитии.

Основу метода составляет стратегия Floortime, которая подразумевает в буквальном смысле игру с ребенком на полу. 

Оcновные принципы стратегии Floortime:

  • «следованиие» за ребенком и использование его естественных интересов. Естественные интересы ребенка рассматриваются как «окно» в его эмоциональную и интеллектуальную жизнь. Ребенок, видя, что взрослый способен уважать и разделять его интересы, чувствует себя ближе к нему, начинает получать удовольствие от взаимодействия и сильную мотивацию к развитию; 
  • принятие текущего уровня развития ребенка и построение с ним общения исходя из его естественных интересов; 
  • обращение к разным органам чувств ребенка во время игры, адаптация ее к особенностям его восприятия;
  • использование мимики и жестов для достижения коммуникации в игре;
  • использование собственной эмоциональности, экспрессивных интонаций и пр.;
  • открытие и закрытие кругов общения: взрослый должен следить за разнообразием коммуникативных циклов, стимулировать проявление инициативы ребенка;
  • стремление вызвать искру интереса в глазах ребенка (стремление обнаружить пути к эмоциональному контакту, интересу, мотивации и любопытству). 

Фокус всегда концентрируется на поддержании непрерывного потока взаимодействия ребенка и родителя, чтобы они ощущали постоянную связь в процессе общения, а не просто обучались отдельным навыкам или инструкциям к игре.

Floortime - это больше, чем просто игра с ребенком на полу или простое следование за желаниями ребенка. Цель такой игры – создание теплых дружеских отношений, совместное решение проблем и, в конечном счете, продвижение ребенка вверх по лестнице развития.