ABA-терапия

На сегодняшний день метод интенсивного поведенческого вмешательства (АВА) признан одним из самых эффективных в научно-исследовательской литературе. Область применения прикладного анализа поведения не ограничивается реабилитацией детей с РАС, а включает в себя также управление собственным поведением, организационный менеджмент, образование нейротипично развивающихся и многие другие сферы.

Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа обучения. Она постоянно видоизменяется в соответствии с продвижением ребенка и может включать в себя работу над:

  • Навыками коммуникации
  • Установлением сотрудничества и руководящего контроля
  • Пониманием речи
  • Игровыми навыками
  • Визуальным восприятием
  • Навыками самообслуживания
  • Навыками проведения досуга
  • Уменьшением нежелательного поведения
  • Академическими навыками
  • Развитием мелкой и крупной моторики
  • И многим другим.

Индивидуальная программа ребенка может состоять из целей, работа над которыми будет осуществляться специалистом по АВА, а также включать в себя цели, достижение которых не возможно без участия взрослых, находящихся рядом с ребенком. Под руководством опытного специалиста, мамы и папы, бабушки и дедушки, няни, братья и сестры могут также осуществлять работу, важную для продвижения ребенка.
Эффективный процесс обучения включает в себя:

  • Оценку начальных навыков ребенка
  • Выбор функциональных целей для обучения
  • Выбор соответствующих методов обучения
  • Мониторинг прогресс

Существуют исследования, которые доказывают, что интенсивная работа с помощью применения АВА в раннем возрасте позволяет достичь наиболее значимых успехов в продвижении ребенка и снижает потребность коррекционного вмешательства во взрослом возрасте (Tristram Smith (1999) Outcome of early intervention for children with autism. Clinical Psychology: Science and Practice, 6, 33-49). 

Преимущество применения программы поведенческого вмешательства на дому заключается в том, что именно в том месте, где проживает ребенок, можно провести интенсивное обучение бытовым навыкам (например, научить малыша пользоваться туалетом или обучить ребенка проводить некоторую работу по дому: пылесосить, готовить по простым рецептам и так далее). Также дома у ребенка мы можем подключить к обучению братьев и сестер, научить их играть в совместные игры или обучить родственников понимать ребенка, который пользуется системой альтернативной коммуникации.